☰ Меню
Каталог ☰

Дайджесты новостей

 

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

МЯСО, РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ

 

Напитки (алкогольные и безалкогольные)

 

ОВОЩИ, ХЛЕБ И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА И САДА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

 

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

УСЛУГИ

 

АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

АНАЛИЗ КОМПАНИЙ

+7 (495) 961-6540 Заказать обратный звонок

Готовые исследования рынков

Корзина: покупок (0) на сумму 0.00 руб

Упоминания в прессе / Российские мебельщики теряют внутренний рынок

Компания "Экспресс-Обзор" в прессе | Взаимодействие со СМИ

Российские мебельщики теряют внутренний рынок
журнал "Лесная индустрия", 01.03.2020

Российские мебельщики теряют внутренний рынок

В 2019 г. в России был зафиксирован рост производства мебели и увеличение объема рынка по отношению к уровню 2018 г. Казалось бы, высокие темпы прироста этих показателей могут говорить об улучшающемся положении российских мебельщиков на внутреннем рынке. Однако это заблуждение. На самом деле рост российского рынка мебели обеспечен в основном увеличением импорта.

В 2019 г. объем рынка мебели практически вернулся на докризисный уровень, превысив значение 2013 г. А по итогам 2020 г., по оценке компании «Экспресс-Обзор», превысит уровень 2014 г., который был максимальным за последние 10 лет. Однако при этом структура рынка меняется. В 2019 г. объем российского рынка мебели вырос на 3,1 млн ед., из них 2,5 млн (81%) пришлось на импортную мебель и лишь 0,6 млн (19%) – на продукцию российских производителей. Хотя в предыдущие два года, когда рынок начал восстанавливаться после кризиса, вклад российской мебели в рост рынка превышал 50%.

Кризис 2014–2015 гг. привел к двукратному сокращению объема импорта мебели в Россию, предоставив местным игрокам возможность укрепить свои позиции. И, действительно, к 2016 г. доля российских производителей мебели выросла на 17 п.п. Начиная с 2017 г. импорт мебели ежегодно растет, причем прирост превышает темпы роста производства внутри страны. Однако в кризисные годы объем импорта настолько сильно сократился в абсолютном выражении, что даже опережающие темпы роста пока не позволяют ему вернуться на докризисный уровень – по итогам 2019 г. объем импорта вырос лишь до уровня 2011–2012 гг.

В 2014–2015 гг. из-за кризиса долларовые цены на российскую мебель стали весьма привлекательными для внешних рынков. Это дало возможность отечественным производителям сосредоточиться на экспорте своей продукции. Согласно таможенной статистике, с 2012 по 2019 г. экспорт мебельной продукции из России в натуральном выражении вырос в три раза, при этом основной рост пришелся на последние два года – 2018 г. и 2019 г. За этот период поставки российской мебели на внешние рынки увеличились в два раза.

Вклад в рост российского рынка мебели

Особенностью экспорта последних лет стало появление новых стран в списке основных потребителей российской мебели. Например, в последние два года список привычных лидеров – Казахстан, Беларусь, Германия, Украина, США – был разбавлен странами, поставки в которые ранее были не столь существенными. К этому списку добавились Испания, Франция, Австрия, вытеснив из ТОП-7 Польшу и Киргизию.

Интересным моментом стало превышение в 2019 г. объема экспорта мебели в Германию над импортом из этой страны. При этом стоимость поставляемой в Германию мебели в три раза ниже немецкой мебели, которая приходит в Россию.

В структуре экспортных поставок по группам мебели лидером является кухонная мебель, поставки которой на внешние рынки выросли в шесть раз (в кг), поставки мебели для офиса увеличились в пять раз (в кг), а экспорт мягкой мебели вырос в два раза (в кг). При этом очевидным трендом является рост поставок металлической мебели: внутри офисной мебели драйвер роста – это металлическая офисная мебель, мебель для сидения на металлическом каркасе.

Темпы роста производства мебели для внутреннего рынка и импорта

Экспорт матрасов растет достаточно стабильно и с 2015 г. в килограммах превышает импорт, то есть в Россию ввозится меньше матрасов, чем экспортируется. Более того, доля импорта, как и экспорта, на рынке матрасов довольно низкая, этот рынок – за отечественными производителями.

По стоимости в российском экспорте лидирует мебель для гостиных, жилых комнат, спальни и прихожей – на эту продукцию приходится 35% в структуре всех внешних поставок мебели. На втором месте находятся мягкая мебель и мебель для сидения – 18%, на третьем – кухонная мебель и мебель из прочих материалов – по 12% каждый сегмент. В большинстве категорий основным получателем российской мебели является Казахстан. А в структуре импорта рынка Казахстана Россия является основным поставщиком мебели. Например, в сегменте мебели для гостиных российская мебель занимает 47% импорта Казахстана и по стоимости конкурирует с мебелью из Ирана, Киргизии, Бельгии, Украины.

Объем розничного рынка мебели по регионам, 2018 г

Практически весь рост экспорта мебели был обеспечен за счет развития внешнеторгового сотрудничества со странами, поставки в которые в предыдущие годы были весьма скромными. Основным получателем российских кухонь является Италия, которая в 2018 г. обогнала Казахстан – 26% и 23% соответственно. Также в списке основных партнеров России по экспорту появились Испания, Австрия и ОАЭ. Примечательно, что в структуре импорта кухонь в Италию Россия занимает третье место и по стоимости конкурирует с европейскими странами: Швецией, Данией, Сербией, Польшей. Италия является поставщиком кухонь для многих стран, и импорт кухонь в эту страну сильно превышает экспорт, поэтому, несмотря на третье место в структуре импорта, российские кухни на итальянском рынке пока малозаметны. Тем не менее этот пример наглядно показывает, что экспортные возможности у российской мебели есть и их не стоит недооценивать.

Темпы прироста экспорта мебели

Общий прирост производства мебели, предназначенной для российского рынка, по оценке «Экспресс-Обзор», составил 2%. Во второй половине 2019 г. оперативные данные статистики показывали снижение производства для внутреннего рынка, однако по итогам года эти данные были скорректированы. По прогнозам «Экспресс-Обзор», уже в 2021 г. выпуск мебели для внутреннего рынка начнет сокращаться. Тем не менее в стоимостном выражении розничный рынок мебели растет ежегодно, и 2019 г. – не исключение. Объем продаж мебели населению вырос на 54 млрд руб. Мебельный рынок тесно связан с рынком недвижимости и хорошо коррелирует с количеством введенных квартир с временным лагом один-два года.

Уровень среднедушевых доходов по регионам, 2018 г

Структура экспорта мебели по странам, Топ-7               

Струтура экспорта мебели в стоимостном выражении

Рейтинг сегментов по объему розничного рынка, 2019 г

Лидером по реализации мебели в розницу в стоимостном выражении является мягкая мебель: объем ее продаж на 20% выше объема розничного рынка кухонной мебели, второго по величине сегмента. На третьем месте – мебель для спальни, на четвертом – шкафы. По размеру розничного рынка самый маленький сегмент – гарнитуры для гостиных и столовых, которые вытесняются отдельными предметами мебели, шкафами, тумбами и прочей мебелью.

Уровень введенного жилья в многоквартирных домах по регионам, 2018 г

Среднедушевые расходы на мебель по регионам России существенно отличаются и зависят в первую очередь от доходов граждан. Ведущими по объему розничного рынка являются регионы с наиболее высокой плотностью населения. Лидером является Москва. По многим видам мебели объем московского рынка сопоставим с объемом рынка одного из крупнейших федеральных округов – Приволжского. Однако и уровень конкуренции на московском рынке самый высокий. При сравнении объема продаж мебели на одну компанию, представленную в регионе, московский рынок теряет перспективность и на лидирующие позиции выходят региональные рынки.

В ближайшие годы сохранится относительно благоприятная для отечественных производителей конъюнктура рынка, когда при сопоставимых с докризисными значениями объема рынка доля импорта будет ниже докризисных значений. Российская мебель имеет хорошие перспективы на зарубежных рынках, и развитие экспорта продолжится. Однако удерживать позиции на российском рынке отечественным мебельщикам все сложнее, рынок будет расти за счет импорта, а выпуск мебели для внутреннего рынка в ближайшее время может начать снижаться. Внутри России есть много регионов с высоким потенциалом, развитие продаж в которых может предотвратить потерю рынка российскими игроками.

Подробнее о рынке мебели в России 2019 вы можете узнать из нашей статьи в журнале «Лесная индустрия», а актуальные данные по рынку мебели в 2020 году – получить в нашем исследовании Рынок мебели в России 2020: Итоги 2019, данные 2020 и прогноз до 2024 с учетом вступления России в ВТО

"Лесная индустрия", 01.03.2020
Наша рассылка
Рассылка
ТОП 10 Популярные исследования рынков
info@e-o.ru
Телефон +7 (495) 961-6540

Компания "Экспресс-Обзор"

 

 

Оперативно ответим на ваши вопросы.
Это вас ни к чему не обязывает.
Контакты:


Вопрос:

×