| 
        Европейцы в кризис экономят на дорогих удовольствиях. Россияне – наоборот. Об этом свидетельствуют данные о продажах товаров и услуг. К примеру, в Европе сбыт автомобилей представительского класса резко сократился, зато вырос спрос на машины низкой и средней ценовых категорий. В России перестали покупать автовазовскую продукцию, а вот от Bentley не отказались. То же – по туристическим услугам.
 По оценкам экспертов, вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий, у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, снизят спрос на турпутевки на 20–30%. Как показал опрос профессионалов рынка, проведенный «ЭЖ», на сегодняшний день туристические компании отмечают падение продаж на уровне 10–15%. Меньше сограждан поедут в теплые края на майские праздники. Хотя активно растут продажи на самых дорогих маршрутах, куда до кризиса российских потребителей пускали неохотно.
 По данным Росстата, в 2008 г. наши сограждане совершили 11,3 млн туристических поездок за границу, что на 20,8% больше, чем в 2007 г. В то же время за девять месяцев прошлого года выезд за рубеж с целью туризма возрос на 24,3%.
 Как отмечают аналитики компании «Экспресс-Обзор», предшествующий кризису активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Поэтому влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу: уже зимой 2008 г. началось падение продаж услуг.
 Чтобы оценить состояние рынка выездного туризма, корреспондент «ЭЖ» решил поинтересоваться у туристических компаний, как идут продажи путевок на майские праздники.
 Спрос на путешествия в первой половине мая традиционно велик. Небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить россиянам полноценный двухнедельный отдых, отпросившись с работы всего на неделю. Как оказалось, пока снижение спроса не достигло уровня, прогнозируемого экспертами.
 Так, в рамках холдинга VKO Group снижение суммарного объема продаж по сравнению с прошлым годом не превышает 10%, у «Турбюро Москва» – 10–15%. Как правило, решение отказаться от отдыха принимают клиенты туристических компаний, привыкшие отдыхать в Турции, Греции или Таиланде, то есть по путевкам из среднего ценового сегмента.
 «Безусловно, данная ситуация на рынке туризма – последствия мирового финансового рынка. Люди стали считать деньги, и отдых перестал являться чем-то необходимым. Это с одной стороны. С другой – отдых уже стал для многих неотъемлемой частью жизни», – считает Ольга Шоринова, генеральный директор сети «Мастер отдыха».
 Большинство любителей путешествий стараются найти способ сэкономить, но не отменять отдых. Они обращаются в туристические компании с просьбой подыскать более дешевый отель или экономные билеты на самолет.
 «Повышенным спросом пользуются экономичные туры, на которые мы ожидаем вторую, более высокую, волну спроса ближе к майским праздникам», – отмечает Ирина Голубева, заместитель директора по развитию VKO Travel.
 Чтобы удержать клиентов, предпринимают меры и владельцы гостиниц. «Сейчас хотельерам приходится подстраиваться под ситуацию на рынке, многие снижают цены. Так, китайские партнеры снизили цены на отдых на 30%. У нас соответственно появилась такая же возможность. В результате увеличился туристический поток в Китай», – сообщил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор компании «Турбюро Москва» Константин Смирнов. Из-за общего снижения цен в среднем цены на перевозку и отели в этом году упали на 22%. К слову сказать, снижение цен на перевозку обусловлено также падением цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.
 Устав от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, большинство клиентов туристических компаний для отдыха в период майских праздников выбирают солнечные направления. По словам И. Голубевой, по сравнению с результатами прошлого года среди клиентов фирмы увеличился спрос на путевки в Грецию на 38% и в Хорватию на 67%. Впрочем, другие туристические компании, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭЖ», значительного перераспределения внимания туристов к каким-нибудь отдельным направлениям не заметили.
 «Что касается потребительского спроса на отдых в начале мая, то он мало чем отличается от предыдущего года в смысле выбора направлений. По статистике, в агентствах «Мастер отдыха» лидером направлений является Египет, за ним следует Турция, замыкает тройку лидеров Чехия», – отметила О. Шоринова. Исключением из общего правила в этом году стал разве что Таиланд. По словам К. Смирнова, из-за разразившейся в Бангкоке гражданской войны клиенты, которые планировали отдыхать в Таиланде, собираются отправиться в Китай, Марокко, на Мальту, в Испанию или Тунис – туда, где спокойно.
 Интересно, что в период массовых увольнений и снижения заработных плат некоторые туроператоры отмечают заметное увеличение спроса на эксклюзивные туры.
 Отказываясь от путешествия в группах и по фиксированным программам, любители путешествий просят туристические компании составить им индивидуальный план отдыха, заказывая при этом самые дорогие отели и VIP-сопровождение. Такую тенденцию профессионалы рынка объясняют тем, что до недавнего времени забронировать замки и элитные отели в европейских странах для российских туристов было достаточно проблематично, потому что европейцы привыкли заботиться об отдыхе загодя и все свободные места выкупались задолго до предполагаемого отдыха.
 «Наши туристы, как правило, бронируют гостиницы в последний момент, так что часто оказывалось, что все лучшее уже занято», – пояснил К. Смирнов. По его словам, по сравнению с прошлым годом количество дорогих индивидуальных заказов на майский отдых увеличилось до 10%, в частности возрос спрос на отдых и свадьбы в замках.   Динамика запросов клиентов туристических агентств в марте 2004–2009 гг., %*
 
	
		
			|   | 2009 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. |  
			| Египет | 38,4 | 41,24 | 41,23 | 46,83 | 42,65 | 52,92 |  
			| Турция | 16,39 | 4,24 | 4,49 | 4,42 | 5,56 | 4,07 |  
			| Таиланд | 6,24 | 9,77 | 14,09 | 12,41 | 9,47 | 8,97 |  
			| ОАЭ | 4,93 | 6,36 | 8,7 | 7,71 | 8,77 | 13,16 |  
			| Греция | 2,97 | 0,83 | 0,89 | 0,92 | 0,96 | 0,48 |  
			| Испания | 2,36 | 1,24 | 1,49 | 1,62 | 1,63 | 1,18 |  
			| Индия | 1,93 | 3,7 | 2,9 | 2,37 | 2,83 | 3,41 |  
			| Чехия | 1,93 | 1,84 | 1,93 | 1,98 | 3,3 | 1,49 |  
			| Кипр | 1,86 | 0,58 | 0,75 | 0,82 | 0,88 | 0,69 |  
			| Италия | 1,78 | 1,74 | 1,52 | 1,12 | 1,21 | 0,8 |  
			| Болгария | 1,77 | 0,94 | 1,02 | 0,91 | 0,77 | 0,49 |  
			| Доминикана | 1,69 | 2,42 | 1,11 | 1 | 1,06 | 1,01 |  
			| Тунис | 1,54 | 0,98 | 0,84 | 0,88 | 1,11 | 0,56 |  
			| Израиль | 1,53 | 1,97 | 0,81 | 0,32 | 0,55 | 0 |  
			| Китай | 1,22 | 1,45 | 1,36 | 0,78 | 0,43 | 0,19 |  
			| Индонезия | 1,15 | 2,28 | 1,2 | 0,93 | 0,84 | 0,75 |  
			| Франция | 1,13 | 1,16 | 0,96 | 0,98 | 1,22 | 0,95 |  
			| Куба | 1,03 | 2,04 | 1,23 | 1,23 | 1,17 | 0,79 |  
			| Хорватия | 0,96 | 0,15 | 0,22 | 0,18 | 0,27 | 0,04 |  
			| Мальдивы | 0,92 | 2,19 | 1,09 | 1,11 | 1,25 | 1,04 |  * Данные предоставлены компанией «ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ» на основе статистических данных, которые собираются по запросам посетителей более чем на 100 сайтах туристических агентств, сетевых структур, интернет-ресурсах. Суммарная посещаемость составляет не менее 25 000 запросов в день.       |