Рост производства упаковки из бумаги и картона
Итоги 2021 года подтвердили последние тенденции – ежегодный рост выпуска гофротары и вытеснение гофротарой сегмента негофрированных ящиков и коробок, а также рост цен производителей как на гофрированную, так и на негофрированную продукцию, наблюдающийся со 2 квартала 2021 года. По итогам 2021 года:
- Выпуск гофротары вырос на 16%, производство ящиков и коробок из негофрированного картона снизилось на 11%;
- Доля упаковки из гофрокартона в структуре выпуска тары выросла на 2,4 процентных пункта;
- Цены производителей на гофротару в декабре 2021 года выросли на 52% к декабрю 2020, на тару из негофрированных бумаги и картона – на 25%.
Стоит отметить развитие производства мешков и сумок из бумаги: ежегодно этот сегмент показывает высокие темпы прироста, а в 2021 году производство бумажных мешков и сумок выросло почти в 2 раза. Цены производителей на мешки и сумки из бумаги оказались наименее подвержены инфляции - за год (декабрь к декабрю) они выросли лишь на 8 %.
В первом квартале 2022 года производство во всех рассматриваемых сегментах рынка выросло, и падение доли упаковки из негофрированных бумаги и картона в структуре выпуска ящиков и коробок остановилось на отметке в 9%.
Выпуск тары из гофрокартона в первом квартале вырос на 16-24% в зависимости от месяца по отношению к соответствующим периодам предыдущего года, производство ящиков и коробок из негофрированного картона увеличивалось сопоставимо - на 17-24%, а прирост выпуска бумажных мешков и сумок составил 12-43%.
При рассмотрении выпуска продукции за 1 квартал каждого года видно, что выпуск и гофротары, и негофрированной тары увеличился с 2017 по 2022 гг. почти двукратно, в 1,7 раз. Однако если сегмент гофропродукции показывал стабильный ежегодный рост, то в сегменте негофрированной тары рост выпуска 2022 года – это первый период роста с 2019 года. При этом и по динамике, и по объемам в натуральном выражении производство ящиков и коробок из негофрированного картона в 1 кв.2022 было близко к 1 кв.2019.
Производство мешков и сумок в первом квартале за тот же период, с 2017 по 2022 гг., выросло в 4,2 раза.
Особенностью 2021 года для многих отраслей стал высокий рост цен, и рынок бумажной и картонной упаковки – не исключение. С марта 2021 года цены производителей и на гофрированную, и на негофрированную тару начали расти. Темпы роста цен производителей на гофротару были выше: по итогам 2021 года она стала дороже на 52% (декабрь к декабрю), в то время как цены на негофрированные ящики и коробки выросли на 25%.
В 1 квартале 2022 года рост цен на гофротару продолжился, в январе-феврале цены производителей для внутреннего рынка превышали показатели аналогичных месяцев 2021 года на 40-50%. В марте 2022 индекс цен немного снизился до 138,5%, в том числе за счет высокой базы предыдущего года (в марте 2021 года уже начался рост цен, и, в частности, цены на гофротару выросли на 14% по отношению к марту 2020).
Цены производителей на ящики и коробки из негофрированного картона в январе 2022 года вернулись на уровень января 2021, а в феврале-марте немного увеличились. По отношению к марту 2021 года в марте 2022 прирост стоимости составил 6,9%.