Тенденции развития рынка телевизоров в мире и России кардинально отличаются. В то время как в России спрос на телевизоры постепенно растет, причем ежегодные темпы прироста объема рынка телевизоров превышают 10%, в мире, наоборот, продажи падают.
ПРОИЗВОДСТВО ТЕЛЕВИЗОРОВ
Многие международные компании, занимающиеся производством телевизоров, открывают собственные заводы в России. Это значительно снижает издержки компании и удешевляет телевизоры. Таким образом, около 80% проданных на российском рынке телевизоров производится в России. Согласно маркетинговому исследованию «Рынок телевизоров 2013: итоги 2012 и 1 пол. 2013, прогноз на 2014-2017», в 2012 году в России было выпущено более 12 млн. телевизоров, что на 12% больше, чем в 2011 году. При этом число плазменных и жидкокристаллических телевизоров в 100 раз превысило количество кинескопных. Около 1% выпуска приходится на телевизоры, совмещенные с видеомагнитофонами или видеоплеерами.
В географическом разрезе производство телевизоров стабильно. С колоссальным отрывом лидирует Центральный ФО, на втором месте – Северо-Западный ФО. Серьезное падение объемов выпуска в 2012 году произошло в Дальневосточном ФО: - 35% по отношению к уровню 2011 года. Сократилась вдвое и его доля в общероссийском производстве, причем статистика за 1 полугодие 2013 говорит о том, что спад не заканчивается.
СПРОС НА ТЕЛЕВИЗОРЫ
Смещение потребительского спроса в сторону ЖК-телевизоров привело к росту средней цены товара. В частности, с 2010 по 2012 год цены производителей телевизоров увеличились более чем в 2 раза. Прирост стоимости товара в 2012 году составил 15% относительно показателей 2011 года. В 1 полугодии 2013 года положительная динамика продолжилась.
РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ТЕЛЕВИЗОРОВ
В 2012 году вырос и объем розничных продаж телевизоров в России (+13% по сравнению с предыдущим годом). Наибольший рост среди федеральных округов по этому показателю продемонстрировал Северо-Кавказский ФО.
ЭКСПОРТ ТЕЛЕВИЗОРОВ
Основная часть производимых в России телевизоров предназначена для российского рынка. В другие страны отправляется менее 10% производимой продукции. Однако за последние 3 года объем экспорта, как и его удельный вес, в производстве значительно вырос. По итогам 2012 года прирост экспорта в сравнении с 2011 годом составил 39,6%. Стоит отметить, что с увеличением объема поставок происходит постепенное снижение средней цены экспортируемых телевизоров. Так, в период с 2010 по 2012 гг. средняя стоимость телевизора, поступающего на экспорт, сократилась на 7%. Одновременно с этим средняя цена российских производителей на телевизоры, наоборот, увеличивается. Это говорит о снижении транспортных издержек, а также таможенной пошлины.
Телевизоры российского производства экспортируются только в страны ближнего зарубежья. Основной объем экспорта приходится на три страны: Украину, Казахстан и Республику Беларусь. Совокупный удельный вес поставок телевизоров в эти страны в общем объеме экспорта по итогам 2012 года составил 99%.
ИМПОРТ ТЕЛЕВИЗОРОВ
По мере увеличения объема производства телевизоров в России, удельный вес импорта снижается. В 2012 году он составил около 18% от общероссийского объема рынка. Наибольшее количество телевизоров импортируется в Россию из Китая: по итогам 2012 года доля телевизоров, произведенных в Китае, в общем объеме импорта телевизоров составила 48%. По сравнению с 2011 годом этот показатель, тем не менее, снизился почти на 8 процентных пунктов. Второе место по объему импорта занимает Республика Беларусь, третье – Чехия. Обращает на себя внимание резкое увеличение белорусских поставок: в 2012 году из этого государства было импортировано почти вдвое больше телевизоров, нежели в 2011. Это может быть связано с введением беспошлинной торговли в рамках ЕТС, вследствие чего часть производителей, ранее продававших свою продукцию напрямую в Россию, стала ввозить телевизоры через Республику Беларусь.
ПРОГНОЗ НА 2013-2017 ГГ.
По прогнозу аналитиков «Экспресс-Обзор», объем рынка телевизоров буде расти. Однако, если в 2013 году рынок увеличится примерно на 10%, то в 2014 году темпы прироста пойдут на спад и к 2017 году не превысят и 3%.
Напоминаем Вам о том, что до 17 ноября на обзор рынка телевизоров 2013 действует 10%-ая скидка.