
ОБЪЕМ РЫНКА ОСП
По данным исследования «Рынок ОСП в России 2009-2013, 1 полугодие 2014: итоги года и прогноз на 2014-2017», объем рынка ориентированно-стружечных плит (ОСП, OSB) в 2013 году прирос на треть и составил более 800 тысяч кубометров продукции. За счет роста средних цен на продукцию, объем рынка в стоимостном выражении рос опережающими темпами.
По итогам 2013 года доминирующую часть (порядка 87%) рынка в натуральном выражении занимали импортные товары. Однако по отношению к 2012 году импортозависимость отрасли значимо снизилась в силу открытия первых локальных ОСП производств.
ИМПОРТ НА РЫНКЕ ОСП
В 2009 – 2013 гг. импорт характеризовался высокой степенью концентрации по странам-поставщикам продукции. Так, в 2013 году на ТОП-7 стран пришлось более 90% всей ввозимой продукции (как в натуральном, так и в денежном выражении). Из тройки лидирующих стран (Румынии, Канады, Латвии) в совокупности было ввезено порядка ¾ всего импорта ориентированно-стружечных плит. При этом в период 2010 – 2013 гг. объемы импорта из Канады и Румынии неуклонно прирастали.
В 2013 году наибольший удельный вес в объеме импорта в натуральном выражении имела группа компаний KRONO (более 40%). Также значимые доли имели компании EGGER и Louisiana Pacific.
ПРОИЗВОДСТВО И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛАНЫ НА РЫНКЕ ОСП
Российское производство ОСП фактически стартовало с 2013 года, когда на рынке появилась продукция ОАО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Хиллман Лимитед». Во второй половине 2013 года к отечественным пионерам отрасли присоединился ДОК «Калевала». Всего, на ноябрь 2014 года, в России, действовало 4 предприятия, выпускающих ориентированно-стружечные плиты.
В 2013 – 2014 гг. статус большинства инвестиционных проектов в области запуска предприятий по производству ОСП был пересмотрен. Однако, по версии «Экспресс-Обзор», в 2015 – 2017 гг. стартует 5 новых производственных площадок, а еще две – будут существенно расширены. Запуск этих проектов полностью изменит текущую картину рынка и позволит полностью преодолеть зависимость рынка от импорта.