Светлана Федорова, гендиректор компании "Экспресс-обзор"
В статье "Бунт на корабле" сказано, что одной из целей недавно образованной Российской ассоциации рыночных исследований (РАРИ) является создание портала, позволяющего игрокам рынка продавать готовые исследования без комиссии продавцу. Это на первый взгляд очень привлекательная идея. Но сможет ли портал составить конкуренцию РБК? Видимо, нет.
Очевидно, что маркетинговый бюджет РАРИ не сопоставим с маркетинговым бюджетом проекта "РБК. Исследования рынка". Помимо этого, хотя за качество обзоров, которые реализуются через РБК, и отвечают сами исследовательские компании, на деле многих клиентов привлекает именно репутация РБК.
То, что игроки рынка при продаже обзоров вынуждены, по сути, доплачивать за бренд продавца, - следствие в первую очередь незрелости рынка готовых маркетинговых исследований. Можно по пальцам пересчитать компании, имеющие положительную репутацию (я не говорю, что у других компаний она отрицательная, у большинства ее просто нет).
Покупатели готовых обзоров, не имея четкого представления ни о компаниях, ни о самой услуге, скупают подряд все исследования по нужной им теме. И довольно часто встречают продукты, не оправдывающие их ожидания.
Проблема не только в непрофессионализме части игроков рынка, но и в заблуждениях покупателей. Клиенты часто хотят в готовом обзоре найти информацию, которая обычно содержится в заказных исследованиях, выполняемых индивидуально. Готовые исследования отражают общую картину рынка, в то время как заказные описывают нужные конкретному заказчику характеристики.
Популяризация готовых исследований, разделение понятий готовых и заказных исследований, борьба с недобросовестными игроками (рыночными, естественно, методами) - вот те действия, которые приведут к выделению готовых исследований в полноценную подотрасль, повышению продаж обзоров и нормальной конкуренции. Выход рынка на цивилизованный уровень, в свою очередь, повлияет и на условия работы Росбизнесконсалтинга с партнерами.