Бум продаж бытовой техники сходит на нет. Резко сократились продажи телевизоров, стиральных машинок, холодильников. Россияне уже не спешат брать кредиты на покупку таких приборов. Что будет дальше?
Куда девался бум
В этом году рынок бытовой техники и электроники перестал расти. Владельцы розничных сетей ожидали увеличения продаж на 20%, но его не произошло, рост был нулевой. "Этого не смог предсказать ни один эксперт или участник рынка", - говорит представитель "Техносилы" Надежда Сенюк.
Резко сократились продажи крупной бытовой техники и телевизоров. Правда, это было компенсировано ростом покупок дорогих ЖК-телевизоров, плазменных панелей, цифровой и мелкой бытовой техники (товаров для красоты и здоровья, блендеров, соковыжималок).
Что удивительно - два предыдущих года продажи росли очень быстро: в 2004 году - на 25%, в 2005 году - на 17%. Что изменилось? Как говорят продавцы, раньше до 70% покупок совершалось в кредит (помните акции "кредит под 0 процентов"?) - это был один из двигателей потребительского бума. Теперь эта цифра гораздо ниже. Так, по словам представителя "М.Видео" Надежды Киселевой, доля продаж в кредит в прошлом году снизилась до 33%, а в этом - до 23%. Люди не хотят платить огромные проценты (до 60% годовых) за то, чтобы получить, скажем, стиральную машинку.
Кроме того, по мнению экспертов, с улучшением экономической ситуации в стране и благосостояния населения россияне стали переключаться с мелких покупок на крупные - теперь берут кредит на автомобиль или квартиру.
Сейчас, по данным компании "Экспресс-обзор", российский потребитель тратит на бытовую технику около 135 долларов в год. А оборот всего рынка составляет 7,9 млрд. долларов.
Холодильники - наш конек
Правда, россиянам или, вернее, российским компаниям от этих миллиардов перепадают лишь крохи. По данным исследовательской компании GfK Россия, доля отечественной продукции на российском рынке аудио-видео техники составляет 8,5%. Причем за последние несколько лет нашим производителям не удалось "отгрызть" у иностранцев ни одного процента. "И тенденции к изменению этого показателя не видно", - говорит Наталья Моржова из GfK Россия.
Впрочем, этот показатель - как средняя температура по больнице. Есть ниши, где у нас дела обстоят куда лучше. Например, российские производители ноутбуков, жидкокристаллических мониторов и DVD "держат" 10-12% рынка. А пылесосов мы производим 15%, микроволновок и стиральных машин - вообще 20%. Но главный наш конек - холодильники (тот же "Минск", которые был в каждой советской семье, никуда не исчез - теперь он продается под маркой "Атлант"). Итак, каждый второй холодильник, который продается в России, - отечественного производства.
Кто на старенького
Кто те немногие, которые производят бытовую технику в России? В Беларуси сейчас выпускают телевизоры "Горизонт", там же на Витебском телевизионном заводе до сих пор делают "Витязей". В России по-прежнему собирают "Рекорды". В конце 1990-х на Александровском радиозаводе ("Рекорд") проходила процедура банкротства, после которой попытка возобновить телевизионное производство принесла компании 1,5 млн. долларов убытка. Чтобы спастись от полного разорения, радиозавод активно распродавал или сдавал в аренду производственные площади. Одна из компаний - "Стандарт" - развернула на территории радиозавода собственное производство телевизоров, а затем выкупила и саму марку "Рекорд". Сегодня "Стандарт" выпускает и продает около 120 тысяч телевизоров в год, из них 50% приходится на так называемую "отверточную" сборку телевизоров известных южнокорейских марок.
Производятся в России и телевизоры "Сокол". Теперь это предприятие использует комплектующие от крупных зарубежных производителей - Matsushita, Samsung, Siemens, Philips, Thomson, BASF.
С зарубежными производителями сотрудничают все появившиеся в 1990-х годах производители техники. Например, дальневосточный радиоэлектронный завод "Авест", основанный в 1993 году, заключил договор на поставку электронных компонентов от Panasonic, Toshiba, Hitachi, и теперь выпускает крупную и мелкую бытовую технику, а также DVD-проигрыватели и телевизоры.
Со своими марками стали выходить на рынок розничные сети, например, "Эльдорадо" развивает свою марку Elenberg, сеть "Мир" - Trony, "Техносила" - Techno, а "М.Видео" - Novax.
В 1995 году было создано российско-корейское совместное предприятие Rolsen Electronics, которое теперь выпускает бытовую технику и электронику под маркой Rolsen. По оценке самой компании, телевизоры ее производства занимают более 35% этого сегмента российского рынка техники.
Еще одним СП стала компания Vitek International (в ее состав входит австрийская An-Der Products GMBH и российская компания "Голдер-Электроникс"), которая производит аудио-, видео- и бытовую технику в 54 товарных категориях под маркой Vitek.
Что касается иностранных производителей, которые играют главную скрипку на российском рынке, то называть их иностранными можно тоже с определенной долей условности. Многие лидеры по производству электробытовой техники, такие как LG, Samsung, Bosch-Siemens, Вeko, Electrolux, Gorenje, Indezit, уже открыли в России свои заводы или производят технику на российских мощностях по контракту.
Надежда КАЛИНИНА
Прогнозы
По расчетам компании "Экспресс-обзор", темпы роста рынка бытовой техники продолжат замедляться. В 2006 году его объем составит 7,6-9,3 млрд. долларов. Кроме того, изменится структура продаж: люди больше будут покупать малую бытовую технику, а объемы продаж крупной станут сокращаться.