☰ Меню
Каталог ☰

Дайджесты новостей

 

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

МЯСО, РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ

 

Напитки (алкогольные и безалкогольные)

 

ОВОЩИ, ХЛЕБ И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА И САДА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

 

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

УСЛУГИ

 

АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

АНАЛИЗ КОМПАНИЙ

+7 (495) 961-6540 Заказать обратный звонок

Готовые исследования рынков

Корзина: покупок (0) на сумму 0.00 руб

Упоминания в прессе / Отчественные мебельщики могут увеличить долю на рынке

Компания "Экспресс-Обзор" в прессе | Взаимодействие со СМИ

Отчественные мебельщики могут увеличить долю на рынке
номер 7 (279) от 15.04.2010, 28.04.2010
Новости системы ММЦ (Альянс Медиа)

В настоящее время эксперты говорят о российском рынке мебели как об одном из самых конкурентных, поскольку на нем функционируют как крупные мебельные фабрики, так и небольшие компании-производители.
Необходимо отметить, что рынок мебели в России еще относительно молод — основные игроки присутствуют на нем не более 15–20 лет. Участники рынка считают, что в большинстве своем они повторяют западный рынок: в Россию пришли и технологии, и дизайн. Во многом рынок мебели формируется под влиянием рынка недвижимости. Пока доля российского рынка в мировых объемах не превышает 1%, а это свидетельствует об огромном потенциале его развития.
До начала мирового финансового кризиса рынок мебели характеризовался растущей емкостью, связанной с повышением уровня доходов населения и значительным объемом операций на рынке недвижимости. За последние годы расходы на покупку мебели в среднем по России выросли с 20 до 50-100 долларов на человека в год, однако они все еще существенно ниже европейских показателей - 300-350 долларов на человека. Еще одна особенность российского рынка мебели заключается в том, что на протяжении многих лет на мебельном рынке наблюдается различие данных официальной и неофициальной статистики. Это объясняется тем, что некоторые российские компании не подают данные в органы официальной статистики (подача данных в ФСГС осуществляется на добровольной основе), а другие действуют в обход российского законодательства и при производстве мебели и при совершении внешнеторговых операций. Тем не менее, эксперты утверждают, что постепенно официальные и неофициальные данные приближаются к единому показателю. Так, если в 2003 году реальный объем производства рынка мебели почти в два раза превышал данные официальной статистики, то по итогам 2008 года - всего на 34%.
Согласно расчетам специалистов агентства DISCOVERY Research Group, объем рынка мебели в 2008 году составил $10 млрд, а с учетом теневого сегмента порядка $14,5 млрд, увеличившись по сравнению с 2007 годом, по официальным данным, на 37%, с учетом теневого производства - более чем на 40%.
Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимает корпусная мебель для комнат и прихожих - 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. На третьем месте - кухонная мебель (16%), за ней идет мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%).
По мнению экспертов, сегодня сегмент мягкой мебели в России достаточно насыщен, поэтому отмечается замедление ее продаж. При этом спрос на мягкую мебель - один из самых устойчивых. В последнее время наметилась тенденция ее приобретения не только взамен физически устаревшей, но и на смену «морально» устаревшей. Таким образом, можно говорить о моде на определенные модели и тенденции в сегменте мягкой мебели.
Эксперты рынка объясняют такой высокий спрос на мягкую мебель по сравнению с другими странами небольшими габаритами российских квартир (мебель для спальни заменяется диванами и креслами). К тому же этот сегмент в большей степени пострадал от кризиса. Во-первых, в этом сегменте отмечается наибольшее падение спроса, а во-вторых, отечественные производители мягкой мебели больше зависят от импортных комплектующих, цена на которые в результате девальвации рубля повышается, что вынуждает производителей повышать цены. В последние годы на российском мебельном рынке наметилась тенденция к укрупнению торговых площадей, объединению местных производителей мебели и созданию крупных филиальных сетей. Также эксперты отмечают снижение процента производимой на заказ мебели в пользу уже готовой.
В течение последних 10 лет изменилась пропорция соотношения импортной и отечественной мебели на российском рынке: если до 1998 года она оценивалась как 70:30, то в течение последних двух лет стабилизировалось до 40:60.

По оценке отдела Департамента промышленности Минпромэнерго РФ, в России мебель производят 5770 предприятий. Основные производители мебели в России - "Мебель Черноземья", "Миасс-Мебель", фабрики "Катюша", "Шатура", "Графская кухня" "Первая мебельная фабрика" и другие. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза. Поскольку наиболее востребована в России мебель экономкласса, которая продается, в основном, через мебельные магазины, то большинство российских компаний работает именно в этом сегменте.
В настоящее время на долю лидеров приходится более 41% всего объема российского производства мебели, 40% принадлежит крупным предприятиям и порядка 19% малым мебельным компаниям.
Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних 5 лет является Центральный федеральный округ. На него пришлось около 45% выпуска по итогам 2008 года. При этом Москва и Московская область произвели почти 65% всей мебели округа. Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный округ, третье – Южный федеральный округ.
Таким образом, в 2008 году кризис еще практически не повлиял на отечественный рынок мебели. Однако объем производства по результатам 1 квартала 2009 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 28% (в сопоставимых ценах), импорт - на 17%. Объем производства в стоимостном выражении по итогам трех месяцев 2009г. составил 18 886 млн руб.
Объем импорта в стоимостном выражении в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 36,2% - с $1,8 до 2,4 млрд. Девальвация рубля в конце 2008 - начале 2009 годов по отношению к основным валютам (доллар и евро) существенно отразилось на импорте мебели в Россию. В I квартале 2009 г. импорт составил 83,4% к соответствующему периоду 2008 года, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - 90,1% и из Белоруссии - 50,9%.
Объемы экспорта в 2008г. не изменились, составив в стоимостном выражении $366,2 млн. Однако в 1 квартале 2009 года экспорт сократился, как в страны дальнего зарубежья (70,2%), так и в страны СНГ (58,2%). При этом цена экспортируемого товара была снижена на 20-30%.
Основным поставщиком мебели в Россию является Италия. В 2008 году из этой страны было ввезено 25% всей мебели из стран дальнего зарубежья. Однако в последнее время динамично развиваются поставки из Китая. За 2005-2008 гг. объем импорта из этой страны увеличился на 354%.
Начало 2009 года, по мнению аналитиков, стало очень сложным для всех сегментов мебельного рынка. По данным BFM.ru, после нескольких лет стабильного роста российский рынок мебели в 2009 году сократится почти на треть из-за ухода части импортеров, сокращения российского производства и падения покупательского спроса. Российский мебельный рынок в течение последних пяти лет рос в среднем на 20% в год. Без учета инфляционных показателей, рост был на уровне 10-12% в год. Однако только за I квартал 2009 года рынок просел на 20%, по некоторым регионам России падение доходит до 60%.
По мнению аналитиков УК "Финам Менеджмент", заметную поддержку стабильности спроса на мебель несколько последних лет оказывал динамичный рост рынка жилья и постепенное перераспределение структуры расходов в пользу непродовольственных товаров в целом. Однако, кризис вносит существенные коррективы в развитие рынка, прежде всего в части снижения платежеспособного спроса и роста затрат производителей.
В конце апреля Минэкономразвития опубликовало "Мониторинг о текущей ситуации в экономике РФ по итогам I квартала 2009 года”, в котором говорится следующее: “Индекс производства по обработке древесины и производству изделий из дерева в I квартале 2009 года составил 70,8% к соответствующему периоду 2008 года. Вследствие изменения ситуации на внешних рынках (в том числе насыщение рынка, снижение спроса и цен на продукцию деревообработки) на ряде предприятий остановлены производство и отгрузка продукции, что повлекло значительное снижение объемов производства”.
Снижение производства сырья неизбежно аукнется снижением выпуска мебели. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2009 году объем рынка мебели может снизиться почти на 29%. В 2010 году на рынке наметится небольшое оживление, но докризисный уровень 2007 года превысят только показатели объема производства и объема рынка, а импорт и экспорт не вернутся на прежний уровень.
Основной потребительской тенденцией является смещение спроса в сегмент экономкласса. Однако ценовая политика компаний носит разнонаправленный характер: в то время как одни повышают цены на продукцию, другие активно используют систему скидок и акций для привлечения потребителя. Большинство производителей также стремятся расширить ассортиментную линейку, привлекая более широкий круг покупателей. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени от кризиса пострадали производители мягкой мебели.
Во-первых, в этом сегменте отмечается наибольшее падение спроса, а во-вторых, отечественные производители мягкой мебели больше зависят от импортных комплектующих, цена на которые в результате девальвации рубля повышается, что вынуждает производителей повышать цены.
Тем не менее, именно в ближайшие годы у российских производителей появится возможность увеличить долю рынка. На фоне увеличения курса валют, вызвавшего рост цен на импортную продукцию, доля российской мебели будет расти. Эта тенденция особо актуальна для среднего и высшего ценовых сегментов. Но рост курса валют имеет не только положительные, но и отрицательные стороны для производителей. Многие отечественные компании используют импортное сырье - плиты, фурнитуру, ткани. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену на готовую продукцию. При этом, как отмечают эксперты, в условиях кризиса возросла чувствительность покупателей к цене.
Основные выводы:
•Одна из основных особенностей развития рынка мебели в России - высокая непрозрачность российского мебельного рынка . По некоторым оценкам, официальная статистика может не учитывать до трети всех операций с мебелью.
• На рынке мебели для дома крупнейшим сегментом является сегмент корпусной мебели. На втором месте по популярности у потребителей - мягкая мебель. Значительные доли имеют также сегменты мебели для кухни и для спальни. Сегмент мягкой мебели является наиболее насыщенным.
• Доля мебели отечественного производства на внутреннем рынке составляет более 50%.
• Сегодня в России функционирует около 6 000 мебельных предприятий. В общем объеме производства мебели в России первое место занимает московская область.
• Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних 5 лет является Центральный федеральный округ. Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный округ, третье - Южный федеральный округ.
• В 2009 году на рынке мебели произошло падение продаж. Тем самым кризис осложнил и без того тяжелую ситуацию на рынке (высокий уровень конкуренции, большая доля нелегального сектора). • В связи с кризисной ситуацией, по прогнозам различных аналитиков, объемы продаж мебели в 2009 году сократятся на 10-30%.
Система ММЦ

Новости системы ММЦ (Альянс Медиа),15.04.2010
Наша рассылка
Рассылка
ТОП 10 Популярные исследования рынков
info@e-o.ru
Телефон +7 (495) 961-6540

Компания "Экспресс-Обзор"

 

 

Оперативно ответим на ваши вопросы.
Это вас ни к чему не обязывает.
Контакты:


Вопрос:

×