☰ Меню
Каталог ☰

Дайджесты новостей

 

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

МЯСО, РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ

 

Напитки (алкогольные и безалкогольные)

 

ОВОЩИ, ХЛЕБ И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА И САДА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

 

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

УСЛУГИ

 

АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

АНАЛИЗ КОМПАНИЙ

+7 (495) 961-6540 Заказать обратный звонок

Готовые исследования рынков

Корзина: покупок (0) на сумму 0.00 руб

Упоминания в прессе / Дабы не обжечься

Компания "Экспресс-Обзор" в прессе | Взаимодействие со СМИ

Дабы не обжечься
Белорусский Рынок (Минск), 06.12.2010, 06.12.2010
Александр АЛЕСИН Неблагоприятное развитие конъюнктуры в России может не позволить достичь результатов, запланированных в программе развития молочной отрасли в Беларуси.

В последние дни на российском молочном рынке произошел взлет цен на сырое молоко до исторического максимума, что некоторые эксперты расценили как подтверждение правильности курса белорусского руководства на превращение продовольствия в одну из основных статей национального экспорта.

Планов громадье.

Такие планы отражены в ряде директивных документов, и их неоднократно озвучивали наши госчиновники самого высокого ранга. Недавно на эту тему счел необходимым высказаться и заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко. Выступая 25 ноября 2010 г. на парламентских слушаниях, он сообщил, что в 2010 г. страна заработает на экспорте продовольствия 2,2 млрд. USD, а в следующем году эта цифра должна составить не менее 3 млрд. USD.

Отметим, что продовольственный сектор оказался в числе немногих, где за три квартала текущего года отмечалось увеличение экспорта по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2008 г.: по молоку и молочной продукции прирост составил более 40%, по мясу и мясопродукции - свыше 80%. А по сравнению с прошлогодними показателями зарубежные поставки товаров этих групп с января по сентябрь текущего года выросли на 48,4%.

Очевидно, что эти цифры и были приняты во внимание белорусским правительством, когда оно не так давно своим постановлением № 1678 утвердило Программу развития молочной отрасли в стране в 2010-2015 гг. Основная цель программы - увеличение валового производства молока в 2015 г. до 10 млн. т (с 5,6 млн. т в 2009 г.). Для этого необходимо будет к 2015 г. увеличить численность коров до 1,6 млн. голов (на 21% больше уровня 2010 г.) и построить 875 молочнотоварных ферм. В результате поставки молочного сырья перерабатывающим организациям предполагается нарастить до 9 млн. т (на 74,7%).

Чтобы они могли справиться с этим потоком, производственные мощности по переработке молока в 2015 г. намечается довести до 9,2 млн. т в год, в том числе по выпуску сыров - 203 тыс. т, масла - 180 тыс. т, сухих молочных продуктов (жирного и обезжиренного сухого молока, сухой сыворотки) - 300 тыс. т, цельномолочной продукции в пересчете на молоко - 2 млн. т (в том числе продукции для детского питания - 43 тыс. т).

Для реализации программы планируется вложить в отрасль порядка 11,26 млрд. USD, в том числе в строительство ферм - около 8,49 млрд. USD. Для молокоперерабатывающих организаций отдельной статьей прописана закупка импортного оборудования на 325 млн. EUR.

В результате молочной продукции в 2015 г. будет так много, что лишь 41% ее можно будет реализовать на внутреннем рынке, большая часть (59%) пойдет на внешние рынки. Как следствие, экспортные поставки молокопродукции в стоимостном выражении возрастут до 2,65 млрд. USD (против 1 млрд. USD в 2009 г.).

Но ждут ли нас?

И хотя авторы программы не указали предполагаемой страновой структуры экспорта, рискнем предположить, что даже за 5 лет ее трудно будет в корне изменить по сравнению с нынешней: сегодня свыше 91% отечественной молокопродукции продается в России. Тем более что, несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры, отставание производства от спроса в данном товарном сегменте там продолжает увеличиваться.

Как заявила, выступая 24 ноября в Госдуме, министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, в 2010 г. производство молока в стране снизится на 1,8%, до 32 млн. т. Что касается спроса, то, по данным Молочного союза, объединяющего переработчиков молока, с начала текущего года он уже увеличился на 12%.

В подобной ситуации рост цен на молочное сырье и изделия из него неизбежен. Однако до известного времени подорожание шло, если можно так сказать, плавно. Этому способствовали административные меры местных властей и политика торговых сетей, заключивших с производителями долгосрочные договоры на поставку продукции, где были определены жесткие сроки и условия повышения цен.

Но давление отложенного спроса росло буквально по дням, что на прошлой неделе привело к резкому скачку стоимости молочных продуктов. Как заявил на совещании Правительства РФ первый вице-премьер Виктор Зубков, средняя закупочная цена на сырое молоко в России сегодня составляет 14,82 RUB/л. Это выше уровня прошлого года почти на 50%.

Такими же цифрами оперирует и Национальный союз производителей молока. Однако представители Молочного союза заявляют, что эти данные устарели и реальная цена продажи молочного сырья гораздо выше - более 17,5 RUB/л базового молока (содержание жира - 4,2%, белка - 3,4%).

Как отмечает исполнительный директор союза Владимир Лабинов, это почти на 50% превышает мировые показатели (0,3 EUR/кг, или примерно 11 RUB/л). До конца года стоимость молока в России может подняться до 18 RUB/л, притом что значение данного показателя в последние годы не превышало 11,2-11,4 RUB/л.

Молоко выгоднее газировки.

Подобное развитие конъюнктуры на российском молочном рынке может оказаться на руку зарубежным поставщикам и иностранным инвесторам. О том, что это утверждение вполне справедливо для белорусских экспортеров, мы уже говорили выше, однако и последний тезис на днях нашел свое подтверждение.

В первых числах декабря практически во всех российских СМИ появились сообщения о том, что американская PepsiCo покупает 66% ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД) за 3,8 млрд. USD. Комментаторы отмечают, что, помимо знаменитых соковых брендов J7 и "Любимый сад", ВБД также принадлежат не менее известные молочные - "Домик в деревне", "Веселый молочник" и "Агуша".

Эта сделка позволит PepsiCo, дотоле почти не связанной с молоком, получить сразу не только первое место на российском соковом рынке, но и второе на молочном. А также, считает член совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили, создать (конечно, при условии соответствующих капвложений) на основе российского приобретения крупнейший в мире молочный бизнес. В настоящее время, по оценке экспертов PepsiCo, рынок молочных продуктов в РФ составляет 17 млрд. USD в годовом выражении и в ближайшие три года может увеличиться еще на 10%.

Понятное дело, что внезапное появление у соседей столь могущественного конкурента не может обрадовать белорусских производителей молокопродукции. Теперь, чтобы удержаться на нем, им придется приложить гораздо больше усилий и денежных средств. Тем более что специалисты Молочного союза, в отличие от специалистов PepsiCo, говорят о все более явной деградации молочного рынка РФ, что чревато в ближайшем будущем сокращением его емкости.

Это возможно вследствие сокращения спроса, наметившегося в последние месяцы, роста цен на основное сырье и смещения потребительских предпочтений в сторону более дешевой продукции. Из-за небывало высокой стоимости сырого молока не только снижается собственное российское производство сыров, сливочного масла и сухого молока, но и в ряде случаев сокращается импорт.

В частности, в сегменте сливочного масла, согласно материалам "Экспресс-обзор", снижение спроса приобрело явный характер и по результатам 2010 г. следует ожидать падения его емкости в натуральном выражении на 9,3%. Это уже привело к сокращению импорта во II квартале 2010 г. почти на 20%. Изменилась и страновая структура закупок, сейчас практически все импортируемое в Россию сливочное масло производится в странах дальнего зарубежья.

Все больше доводов в пользу того, что по похожему сценарию может вскоре пойти развитие ситуации и в других сегментах молочного рынка. Это, очевидно, следует принять во внимание как составителям, так и исполнителям программы развития молочной отрасли Беларуси. В противном случае велик риск, что потраченные на нее средства не принесут желаемой отдачи.

 

Белорусский Рынок (Минск), 06.12.2010
Наша рассылка
Рассылка
info@e-o.ru
Телефон +7 (495) 961-6540

Компания "Экспресс-Обзор"

 

 

Оперативно ответим на ваши вопросы.
Это вас ни к чему не обязывает.
Контакты:


Вопрос:

×