Первые три квартала 2010 года показали рост производства сладкой и ароматизированной газированной и минеральной воды в России. Прирост составил почти 10% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. В 2010 году сохраняется тенденция роста цены производства. По оценке «Экспресс-Обзор», в 3 кв. 2010 года цена выросла на 7,3%.
В структуре производства сладких вод наибольшую долю составляют газированные воды (лимонад, кола и др. разновидности) – 98,5%.
Большая доля всей сладкой газированной воды производится в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах. В Приволжском округе более половины сладкой газировки производится в Самарской области. Лидер Северо-Западного округа – Санкт-Петербург. В Центральном федеральном округе совокупная доля двух крупнейших регионов-производителей (Московская и Орловская области) составляет более 70%. Производство минеральной воды с сахаром и аромадобавками сконцентрировано в Южном и Центральном федеральных округах.
Производство ароматизированных и подслащенных минеральных вод растет быстрее, чем производство газированной воды. Так, в 3 кв. 2010 года производство минеральной воды с сахаром и аромадобавками увеличилось на 55,9% по отношению к 3 кв. 2009 года (за тот же период прирост производства газированной воды составил 42,4%).
Несмотря на рост производства сладких минеральных и газированных вод, с 2007 года объем экспорта продукции в другие страны постоянно снижается, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Более половины экспортируемой продукции уходит в страны СНГ.
Доля импортной газированной воды с сахаром и аромадобавками на российском рынке незначительна. Более 80% стран, поставляющих воду в Россию, – страны дальнего зарубежья (Республика Корея, Австрия).
По оценке «Экспресс-Обзор» рынок минеральной и газированной воды с сахаром и аромадобавками будет развиваться, но темпы роста будут постепенно снижаться. Замедление темпов роста связано, в первую очередь, с развитием культуры здорового образа жизни. Как следствие, потребители чаще покупают «здоровые» напитки. Продолжением этого тренда служит развитие новых категорий напитков, таких как холодные чаи, спортивные напитки и др.