☰ Меню
Каталог ☰

Дайджесты новостей

 

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

МЯСО, РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ

 

Напитки (алкогольные и безалкогольные)

 

ОВОЩИ, ХЛЕБ И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА И САДА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

 

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

УСЛУГИ

 

АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

АНАЛИЗ КОМПАНИЙ

+7 (495) 961-6540 Заказать обратный звонок

Готовые исследования рынков

Корзина: покупок (0) на сумму 0.00 руб
Официальная страца компании Экспресс-Обзор в Facebook Официальная страца компании Экспресс-Обзор в Twitter

Упоминания в прессе / Падение в шпагате

Компания "Экспресс-Обзор" в прессе | Взаимодействие со СМИ

Падение в шпагате
02, 25.01.2010
ОЛЬГА КОЛТУНОВА
кейс


Рынок фитнес-услуг в России всегда развивался с головы. Сначала появились клубы премиум-класса, затем - среднего и низкого ценовых сегментов. Одним из самых первых был открыт клуб Petrovka Sports, чуть больше года назад пышно отметивший свое десятилетие. Однако праздновать пришлось недолго: в сентябре 2009-го менеджеры стали обзванивать клиентов и сообщать, что фитнес-клуб закрывается из-за финансовых проблем. Это не единичный пример. По оценке исследовательской компании "Экспресс-обзор", общероссийский объем рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении в 2009 году сократился на 16,2%, а число регулярных потребителей этих услуг упало на 14,5%. По мнению генерального директора сети "Планета Фитнес" Дмитрия Денежкина, в 2009-м рынок потерял 20 - 25%. Однако многие эксперты называют любые цифры весьма приблизительными. "Рынок абсолютно непрозрачный, и 80% операторов работают закрыто", - поясняет генеральный директор Strata Partners Анастасия Юсина.


ТОРГОВЦЫ ВОЗДУХОМ
До кризиса спрос на фитнес-услуги рос в России гигантскими темпами. По оценке третьего игрока в России - Strata Partners (развивает сети Orange Fitness и CityFitness), он прибавлял примерно по 50 - 70% в год, а ведущие операторы открывали по 6 - 10 клубов ежегодно. В такой ситуации участникам отрасли важно было отхватить свой кусок пирога по принципу: если место не возьмем мы, его заберет конкурент. "Рядом с нашим клубом стоит наш рекламный щит. Вообще-то реклама нам не нужна, и денег на нее я мог бы не тратить. Для меня лучше, чтобы этого щита вообще не было. Просто если на нем не будет моей рекламы, появится реклама другого клуба, это примерно как захват доли рынка", - говорит гендиректор велнес-клуба Else Club Дмитрий Киселев. Однако такой принцип не всегда себя оправдывал, и в 2008 - 2009 гг. многим пришлось за него поплатиться. В связи с кризисом сети занялись оптимизацией, закрывая убыточные точки. К примеру, второй по величине сети - "Планете Фитнес" - (37 точек) пришлось закрыть клуб на Дмитровском шоссе. В свою очередь менее крупные компании и некоторые одиночные проекты вовсе ушли с рынка. "Произошла санация рынка, стало видно, кто не считал деньги, кто переплачивал зарплаты, кто неверно управлял сетью", - полагает гендиректор Strata Partners Анастасия Юсина. Однако сколько точно объектов закрылось в России, не знает никто. По оценкам игроков рынка, речь идет о нескольких десятках крупных проектов.
Симптомы дальнейшего падения эксперты видят и сейчас. Традиционно российский фитнес-клуб продает годовые карты, то есть получает аванс на год вперед и должен ежемесячно списывать со счета клиента по одной двенадцатой этой суммы. На практике не все работают таким образом. В прошлом году многие клубы продавали карточки со скидками уже на 1,5 - 2 года вперед, а в отдельных случаях и больше. Фактически многие клубы, испытывая серьезные денежные затруднения, "торговали временем". По сути, предоставляя клиентам многочисленные скидки, они перебрасывали свои финансовые проблемы с кризисного 2009-го на этот год. Из известных игроков "длинные" карты предлагали, к примеру, Dr.Loder и "Империя фитнеса". "Продавать "долгие" карты на два или три года за стоимость годового членства - стратегически неверное решение, оно может существовать лишь как выбор между плохим и очень плохим в виде закрытия клуба. То есть проблема не решается, а откладывается. В лучшем случае продажа карт на слишком долгий период может привести к переполнению клуба и потере лояльных клиентов", - уверен Дмитрий Киселев. В связи с этим некоторые игроки рынка не советуют прельщаться слишком "шоколадными" акциями, так как спецпредложения могут быть вызваны финансовыми трудностями клуба. Например, известно, что "Империя фитнеса" предлагала карту на 18 месяцев за 4500 руб., притом что еще совсем недавно годовой абонемент стоил 6000 - 7000 руб.


ПО СЕГМЕНТАМ РАССЧИТАЙСЯ!
От кризиса в основном пострадали игроки премиум-класса. В Москве именно этот сегмент рынка уже давно самый насыщенный. Одним из первых закрылся премиум-клуб Green Point Sport на Овчинниковской набережной, затем - Rixos Royal SPA в торговом центре "Европейский". По оценке компании "Новое качество", предположительная стоимость квадратного метра аренды в год в "Европейском" составляет $1000 - 1500, что могло привести к убыточности фитнес-центра. "Проект в "Европейском" был чисто имиджевый, а с экономической точки зрения спорный. У них был огромнейший шикарный бассейн, очень маленький зал аэробики, малюсенький тренажерный зал. Основное место было отдано территории SPA, а этот сегмент чувствует себя не очень хорошо", - отмечает Анастасия Юсина. Впрочем, ее компания также заметно пострадала в кризис. Ранее она управляла четырьмя принадлежащими "ДОН-Строю" клубами "ДОН-Спорт", однако потом строители предпочли управлять клубами самостоятельно, переманив персонал из Strata. По мнению аналитиков, "ДОН-Строй" таким образом решил оптимизировать свои издержки. Кроме того, Strata лишилась клуба Orange Fitness на Шаболовке. "Это закрытие не связано с кризисом. Просто владелец помещения долго наблюдал, как именно ведет свой бизнес его арендатор Strata, а потом решил открыть в собственном помещении свой клуб. Вероятно, топ-менеджмент компании допустил ошибку в составлении договора аренды", - пояснил "Ко" на условиях анонимности один из участников рынка. Похоже, что проблемы с арендодателем привели также к тому, что закрылся один из клубов мини-сети The Time, а оставшийся перестал продавать карты: по всей вероятности, одна точка не позволила "вытянуть" проект, рассчитанный на два фитнес-клуба. Крупнейшая в России сеть World Class открыла в 2009 году три клуба, запланированных до кризиса. Однако, по словам топ-менеджеров сети, строительство новых центров заморожено.
Вслед за премиумным вниз последовал и более дешевый сегмент. По данным компании "АМИКО", еще в 2008 году демократичный сектор фитнес-услуг рос намного быстрее премиумного. Однако кризис не пережили и многие недорогие клубы, например, подмосковная сеть "Городской" и многочисленные одиночные точки. "В нашем бизнесе часто работают бизнес-жены, которые берут деньги у мужей на свое дело, и когда мужья не могут финасировать проекты, такие фитнес-клубы закрываются", - говорит Анастасия Юсина. По ее словам, представление о том, что фитнес-клубы очень маржинальный бизнес, сильно преувеличено. "Курс доллара рос, цены на клубные карты остались на прежнем уровне, затраты увеличились. В частности, аренда составляет 25 - 30% оборота фитнес-клуба, и что делать, если из-за курса доллара она выросла на 40%? Бизнес, связанный с фитнесом, несет очень высокие фиксированные затраты. Чтобы минимально обслужить людей в клубе, нужно 30 человек. Они должны в среднем получать по 30 000 руб., а это значит, что зарплатный фонд составляет около миллиона рублей в месяц плюс к этому добавляется еще 26% ЕСН. Еще примерно миллион рублей уходит на аренду, коммунальные платежи составляют около 300 000 руб. Считается, что если EBITDA клуба составляет 20 - 25%, то это хорошо", - поясняет гендиректор Strata.


ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫХОДА
Для отечественных фитнес-клубов еще не все потеряно. Относительно новым явлением в российской фитнес-индустии стал активно развивающийся в последние несколько лет франчайзинг. Именно он в основном позволяет работать ценовому сегменту ниже премиумного. Бизнес, связанный с фитнесом, не требует гигантских инвестиций. Вложения в клуб площадью 3500 кв. м с бассейном составляют около $2 млн. Тем не менее у многих сетей сейчас возникают проблемы с франчайзи. "Партнеры очень часто переходят от одной сети к другой", - сетует Анастасия Юсина. В частности, сеть из 17 точек "Икс-Фит" (средний ценовой сегмент - карта стоит 38 000 - 55 000 руб. в год в Москве), которая раньше запускала по 6 новых клубов в год, по словам игроков рынка, открыла в 2009-м только одну из запланированных точек, зато потеряла сразу трех франчайзи. "Чтобы развивать свой бренд и привлекать партнеров, которые платили бы тебе роялти, нужна действительно хорошо проработанная франчайзинговая программа. Партнеру должно быть выгодно с тобой работать и понятно, за что платить деньги, а этого часто не происходит", - поясняет Дмитрий Киселев. По словам Дмитрия Денежкина, "франчайзинг подразумевает две вещи - бренд и ноу-хау". Тем не менее, как говорят эксперты, на этом рынке мало сильных брендов и существуют очевидные проблемы с ноу-хау. "Если бы кризис не пришел на рынок извне, он все равно возник бы в отрасли изнутри", - утверждает Дмитрий Киселев. Причем, по его мнению, как и сейчас, кризис затронул бы в первую очередь именно премиумный сегмент. "Для нашего среднего сегмента с его уровнем сервиса цена годового абонемента в $2000 - 3000 - это ненормально. Такая стоимость предусматривает максимальный сервис, а у нас полно ограничений", - отмечает эксперт. Он считает, что клубы набирают большой штат и оплачивают его, но при этом тренеры работают лишь с 15% членов клуба, остальные предоставлены сами себе. "Получается, что классический российский фитнес-клуб застрял где-то посередине между масс-маркетом и премиумным сегментом", - резюмирует эксперт. Пожалуй, одной из причин глубокого кризиса является то, что фитнес-сегмент в России значительно устарел. Первые клубы срисовывались с классической западной модели 1970 - 1980-х гг., в то же время сейчас на Западе большая доля рынка принадлежит масс-маркету, и работают эти клубы по схеме, которой еще нет в России. "Не нужно думать, что на Западе массовые клубы - это грязный зал с равнодушным персоналом и средними тренажерами. Чаще всего это очень качественные залы с хорошими тренажерами и бассейнами, при этом годовая карта стоит всего $400 в год. Просто издержки оптимизированы. Правда, мы понимаем, что в таком клубе клиент предоставлен сам себе, а количество персонала сведено к минимуму: это администратор, который просто продает членство, и уборщицы, а также техники, которые чинят тренажеры в случае поломки", - говорит Дмитрий Киселев. По его словам, тренеры в таких клубах есть, но они платят клубу за право в нем работать с клиентами как самостоятельные предприниматели. При этом на тренажерах могут висеть таблички: "В часы полной загруженности клуба тренажер не занимать более 15 минут". А роль гардеробщиц выполняют автоматические ключи. Поэтому самый страшный сон российского фитнеса - это приход на наш рынок новых инвесторов или западных игроков. Ведь отечественный фитнес как бы застыл в своем развитии на 15 лет, а отсутствие развития всегда опасно", - полагает Киселев. Среди потенциальных кандидатов на выход в Россию называют крупнейшие сети: Fitness First, Curves International, Jazzercise, PowerHouse GYM, Healthtrax International, Bally Total, 24 Hours Fitness.
"Сами по себе, для развития органическим путем западные сети вряд ли придут в Россию. В макроэкономическом смысле наш рынок сейчас не приоритетен для внешних инвесторов", - считает Дмитрий Денежкин. Действительно, у многих из них, в частности, американских, существуют проблемы из-за падения спроса на услуги у себя в стране. Однако не исключено, что западные компании начнут скупать российских игроков. По мнению Анастасии Юсиной, глобальные операторы должны прийти в Россию уже в 2011 году. "Я общалась с некоторыми иностранными инвесторами, наш рынок им интересен. Сюда могут прийти, кстати, не сами сети, но западный капитал, инвестфонды, которые занимаются инвестициями в этой индустрии", - рассказывает эксперт. Кроме того, по ее словам, продолжится консолидация рынка. Вероятно, международные игроки будут выходить на российский рынок с российским же партнером, к примеру, через покупку локальной сети. Назвать конкретных кандидатов на поглощение участники рынка не смогли, но, по их словам, можно смело утверждать, что на продажу западным сетям в России выстроится очередь. 

 

"Компания", 25.01.2009

Наша рассылка
Рассылка
ТОП 10 Популярные исследования рынков
info@e-o.ru
Телефон +7 (495) 961-6540

Компания "Экспресс-Обзор"

 

 

Оперативно ответим на ваши вопросы.
Это вас ни к чему не обязывает.
Контакты:


Вопрос:

×