☰ Меню
Каталог ☰

Дайджесты новостей

 

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

 

МЯСО, РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ

 

Напитки (алкогольные и безалкогольные)

 

ОВОЩИ, ХЛЕБ И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА И САДА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

 

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

 

ТОВАРЫ ДЛЯ РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

АВТОМОБИЛИ И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

УСЛУГИ

 

АНАЛИЗ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

АНАЛИЗ КОМПАНИЙ

+7 (495) 961-6540 Заказать обратный звонок

Готовые исследования рынков

Корзина: покупок (0) на сумму 0.00 руб
Официальная страца компании Экспресс-Обзор в Facebook Официальная страца компании Экспресс-Обзор в Twitter

Упоминания в прессе / Вес в ребро

Компания "Экспресс-Обзор" в прессе | Взаимодействие со СМИ

Вес в ребро
Однако, 29.11.2010, 29.11.2010
Александра МЕРЦАЛОВА

 

Спрос на услуги спортивных клубов в России не увеличивается вот уже несколько лет. Посещение спортивных залов по-прежнему остается довольно дорогим удовольствием, владельцы клубов упорно, несмотря на кризис, держат цены, и рассчитывать на появление более дешевых услуг в этой сфере пока не приходится. На рынке фитнес-услуг сложилась парадоксальная ситуация. По данным ВЦИОМ, в этом году абонемент в спортивный клуб планировали приобрести всего лишь 4% жителей России. Согласно оценкам руководителей фитнес-центров, даже в столице спортивные залы посещает примерно 3% жителей города. При этом аналитики уверяют, что рынок фитнес-услуг в нашей стране сформирован. Открыты заведения самого разного уровня — и совсем дешевые, и недорогие, и элитные. В начале 2000-х годов количество клубов постоянно увеличивалось, а сегодня открытие нового центра — событие редкое как в крупном, так и в небольшом городе.



ЦИФРЫ

Всего в России работает порядка 2 тыс. спортивных клубов, в том числе сетевых. По числу работающих точек первое место занимает Russian Fitness Group (клубы World Class и «Физкульт») — 47 заведений, за ним следует «Планета Фитнес», открывшая 35 клубов во всей стране. Замыкает тройку лидеров «Страта Партнерс» (Orange Fitness, CityFitness) — 29 залов. Остальные крупные компании, такие как «Империя фитнеса», «ИКС-фит», «СпортЛэнд», World Gym и Gold's Gym содержат по 10—20 клубов.



Бег на месте

С 2004 по 2008 год оборот российского рынка фитнес-услуг ежегодно увеличивался на 20%. По оценкам компании «Экспресс-обзор», в 2008 году он достиг 900 млн долларов. В кризисном 2009 году обороты отрасли снизились на 16,2%. В прошлом году от посещения фитнес-клубов отказались порядка 14,5% жителей России. В основном это офисные работники, попавшие под сокращение. Также снизился поток корпоративных клиентов (в «тучные» годы некоторые компании включали в соцпакет абонементы на посещение фитнес-центров). Другая причина падения оборотов отрасли — снижение цен на услуги. Кстати, до кризиса постоянный прирост обеспечивался не столько за счет притока новых клиентов, сколько из-за постоянного подорожания услуг. Аудитория посетителей спортклубов сформировалась лет десять назад. Сложился круг постоянных посетителей, которые любят либо заниматься спортом, либо просто быть на виду. Последняя, более малочисленная категория клиентов зачастую использовала клубы как площадку для новых знакомств. Владельцы бизнеса, в свою очередь, долгое время особо не пытались расширить аудиторию. Главная особенность отечественной фитнес-индустрии — неравномерность развития. Порядка 70% оборота отрасли приходится на Москву и Санкт-Петербург. «Если посмотреть на степень проникновения фитнес-услуг, то самый высокий показатель будет в Москве: 3,3% от общего населения города, — рассказывает генеральный директор компании «Экспресс-обзор» Светлана Федорова. — На втором месте находится Красноярск — 2,85%, в Санкт-Петербурге фитнес-услугами пользуются 2,69% горожан». В региональных городах в клубы ходят в среднем по 1,5% жителей. Как признаются владельцы клубов, продажи годовых абонементов снизились на 10—15% по сравнению с докризисным периодом. Казалось бы, владельцы спортивных заведений должны буквально бегать за клиентами. «С началом кризиса мы стали проводить в несколько раз больше дисконтных акций, так что в среднем клубная карта заметно подешевела», — утверждает президент сети фитнес-клубов «Марк Аврелий» Елена Дари. Гибкая система скидок — главный способ привлечения клиентов. «Когда владелец клуба видит, что начинает терять клиентов, он проводит очередную акцию скидок», — говорит президент Ассоциации профессионалов фитнеса Дмитрий Калашников. Популярностью пользуется продажа клубных карт в кредит или рассрочку: сегодня на таких условиях заключена примерно четверть контрактов. Нельзя сказать, что подобное удешевление существенно бьет по карману владельцев бизнеса. Все они признаются: порядка 20% купленных абонементов вообще не используются. «Люди платят деньги, а в клуб не ходят. Не знаю, почему так происходит, менталитет, наверное», — недоумевает Дмитрий Калашников. Между тем продажа карт всегда приносила клубам лишь часть выручки. Куда больше бьет по карману сокращение спроса на так называемые дополнительные услуги (салоны красоты, сауны и фитобары). Оборот таких заведений сократился на 25%. Цифра довольно существенная, если учесть, что дополнительные услуги обеспечивали весомую часть прибыли. Однако уместно говорить о снижении популярности лишь отдельных услуг. «Если женщина делает маникюр, то она от него не откажется, а вот дорогие обертывания вполне можно отложить до лучших времен», — считает Елена Дари.



Прыжки в высоту

Многие владельцы клубов давно уже сформировали круг клиентов и чувствовали себя в кризис вполне защищенными. Но такая аудитория, хотя и кажется постоянной, все равно ненадежна. Кризисный год только подтвердил: нельзя довольствоваться одними и теми же клиентами. Надо привлекать новых. Ведь если спортклубы посещает всего несколько процентов жителей города, то, расширив этот показатель пусть на те же несколько процентов, можно существенно повысить устойчивость бизнеса. Конечно, завоевание аудитории — большой труд. Только лишь постоянными акциями по предоставлению скидок тут не обойтись. Нужен творческий подход, нестандартные решения. Для начала, чтобы привлечь новых потребителей, необходимо хотя бы организовать кампанию по популяризации фитнеса. Понятно, что для этого представители отрасли должны объединить свои усилия. Пока, судя по всему, они предпочитают работать поодиночке. Еще одна проблема российской фитнес-индустрии — недостаток недорогих клубов современного уровня, где стоимость услуг была бы доступна как можно большей части населения. Трудно поспорить с тем, что далеко не каждый может отдать 2—5 тыс. долларов за годовой абонемент в клубе премиум-класса и 600—1,5 тыс. долларов за годовую услугу в клубе, принадлежащем к среднему сегменту. Сегодня абонемент в приличный спортзал невозможно купить дешевле чем за 40 тыс. рублей. Да и сам рынок изначально был ориентирован на дорогие заведения: в первую очередь открывались залы премиум-класса, затем появился среднеценовой сегмент, и только три-четыре года назад начали открываться более доступные заведения. Такая последовательность характерна для многих сфер услуг, но в итоге дешевых заведений все равно становится больше, чем дорогих. С фитнесом так не вышло. Сегодня большинство компаний работает в среднем ценовом сегменте, а занятия фитнесом остаются элитным времяпрепровождением. Бизнесмены уверяют: затраты на организацию дешевого и дорогого клуба примерно одинаковые, а прибыль у второго больше. Аренда помещения, оборудование, персонал, коммунальные услуги стоят примерно одинаково. «Если я приду к владельцу помещения и скажу, что хочу открыть дешевую качалку для пацанов, он не станет сдавать мне место за меньшие деньги, да и ставку за свет и воду никто не уменьшит, — жалуется Дмитрий Калашников. — В то же время, если я собираюсь в два раза снизить стоимость карты, то мне нужно любым способом снизить и собственные затраты». Почти все представители фитнес-индустрии жалуются на трудности с поиском помещений. Клубы с нуля в Москве практически не строят, а среди готовых помещений далеко не все подходят под спортивные и соответствующие необходимым санитарным нормам. В спальных районах аренда обойдется дешевле, соответственно, и за абонемент попросят не так дорого. Но владельцы клубов районного масштаба зачастую экономят на персонале — как правило, там работают низкоквалифицированные специалисты. В залах с «именем», напротив, тренеры не только имеют хорошую спортивную форму, но и диплом об окончании соответствующих курсов. «Сертификат инструктора можно получить либо у нас, либо в профильных вузах, — рассказывает менеджер по специальным проектам Федерации фитнес-аэробики России Татьяна Удалова. — Все они обучаются по одним и тем же европейским программам и по разным специальностям. Допустим, инструктор тренажерного зала и инструктор водных программ — два разных направления». Стоимость обучения — порядка 15—17 тыс. рублей за курс. Это минимальная сумма, которую придется отдать человеку, решившему стать тренером. Дешевые клубы в спальных районах, как правило, отличаются более скромным набором услуг. Там практически нет групповых занятий, тренажеров кардиогруппы, бассейнов и дополнительных услуг в виде саун или салонов красоты. При этом о качестве оказываемых услуг заранее судить довольно сложно. «Необходимо прийти в час пик, посмотреть сам клуб, аудиторию, оценить, как проходят занятия, убедиться, что тренажеры не слишком старые, а душевые чистые, обратить внимание на физическую форму тренера и его регалии. Но на самом деле уровень сервиса станет окончательно ясен только после нескольких недель тренировок», — считает Дмитрий Калашников.'



Силовые нагрузки

Ни одна из крупных сетей так и не опробовала политику массированного снижения цен, направленного на расширение аудитории. При этом сами руководители клубов утверждают: к ним ходят совсем разные люди, но, конечно, не малоимущие. Но если владельцы не готовы идти на удешевление стоимости абонементов, может быть, стоило бы подумать о расширении набора услуг. Скажем, российские спортивные залы до сих пор почти не развивают различные специализированные студии, например танцклассы или боксерские клубы. «Это очень перспективное направление, — рассуждает владелица боксерского клуба «Октябрь» Елена Малова. — Пока в нашей стране есть лишь различные секции, которые все еще сидят на материальной базе, оставшейся с советских времен. Приличному человеку туда и войти зачастую противно». Посещение специализированных спортивных студий — удовольствие не из дешевых. Например, абонемент в «Октябрь» стоит 60 тыс. рублей в год. «Но мы изначально ориентировались на людей с уровнем доходов чуть выше среднего, — поясняет Елена Малова. — И пока наше заведение пользуется успехом. Первоначальные инвестиции в проект составили 450 тыс. долларов, отбить их планируется примерно за два года». Между тем владельцы фитнес-клубов, вместо того чтобы расширять сферу деятельности и корректировать ценовую политику, продолжают мечтать о неминуемом росте народного интереса. «Мы все равно будем двигаться к мировому тренду, — уверена Елена Дари. — Ведь речь идет о физкультуре, которая нужна абсолютно всем. К 2012 году можно будет говорить о возвращении оборота рынка фитнеса на уровень 2008 года». Но если фитнес-индустрия будет развиваться, как раньше, вряд ли стоит рассчитывать на расширение аудитории спортивных клубов.



Кувырки и перекаты

Главное различие между недорогими районными залами и сетевыми клубами заключается в методиках занятий. Отличительная черта крупных клубов среднего ценового сегмента — стандартизация программ. Ведь, обучая персонал работать по одной программе, можно гарантировать быструю заменяемость сотрудников. Инструкторы же небольших залов подходят к процессу более творчески, составляя собственные программы занятий. Однозначно нельзя сказать, какая из методик лучше. Стандартные программы несут как отрицательные, так и положительные черты. «Они могут гарантировать, что с человеком будет все в порядке: он не расшибется, не перенапряжется, — говорит Дмитрий Калашников. — Характерно, что все они демонстрируют один и тот же качественный уровень — на три с плюсом». С авторскими программами угадать куда сложнее, можно получать результат и отличный, и отвратительный. Сегодня никаких существенных изменений в работе клубов и инструкторов не происходит. Ведь фитнес-культура практически не подвержена влиянию моды. «В последнее время наибольший упор люди делают на так называемые кардиоупражнения: заниматься на беговой дорожке сейчас куда актуальнее, чем тягать железо, — рассказывает Елена Дари. — Раньше в клубе хватало 10 дорожек, теперь приходится закупать в два раза больше. Но тут все понятно: если после третьей тренировки у человека перестает болеть спина, то объяснять уже ничего не нужно». Большинство обывателей уверены в том, что фитнес — исключительно женское занятие. Но ведь в самом начале развития отечественных спортзалов основными посетителями фитнес-клубов были как раз мужчины. «Женщины распробовали фитнес позже и практически сразу стали составлять большую часть клиентуры, — вспоминает Елена Дари. — Но потом ситуация выровнялась, фитнесом стали заниматься люди обоих полов». Незначительные гендерные различия проявляются в выборе набора услуг. Так, женщины больше тяготеют к занятиям по групповым программам, например, шейпингом, йогой или аэробикой, мужчины — к силовым нагрузкам.

 

Однако, 29.11.2010
Наша рассылка
Рассылка
ТОП 10 Популярные исследования рынков
info@e-o.ru
Телефон +7 (495) 961-6540

Компания "Экспресс-Обзор"

 

 

Оперативно ответим на ваши вопросы.
Это вас ни к чему не обязывает.
Контакты:


Вопрос:

×